Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное
об
щеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №121 Академическая»

ОРКСЭ

 

    Основы религиозных культур и светской этики        

 

 

Лист сводной информации

о результатах выбора родителями (законными представителями)

обучающихся модулей комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Образовательная организация

МБОУ СОШ №121 «Академическая»

г.Новосибирск, ул. Тружеников,д.10

 

Название модуля

Число учащихся

(число цифрами и письменно)

Основы православной культуры

 31 (тридцать один)

Основы исламской культуры

 

Основы буддийской культуры

 

Основы иудейской культуры

 

Основы мировых религиозных культур

 6 (шесть)

Основы светской этики

 39 (тридцать девять)

 

 

 

  21.03.2019 объявление:

Уважаемые родители учащихся 3-х классов!

21 марта в 18.30 в школе состоится родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ на 2019/2020уч.год

Явка всех родителей обязательна.

Нормативно-правовая база

 

нормативные документы

 

основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

    Приказ №74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации
от 9 марта 2004 г. N 1312"

 

 

     Приказ №69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и

среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" 

                Наиболее часто задавемые вопросы              

 

1. Где можно взять учебники? Когда их дадут?

 

По 2-3 комплекта учебников (в каждом комплекте 6 учебников по всем модулям, издательства «Просвещение») должны быть переданы в школы в ближайшее время (вопрос зависит от Департамента образования Москвы). Эти 2-3 комплекта учебников для учителей необходимы для использования учителями при их обучении, подготовке к преподаванию, они же используются на родительских собраниях для ознакомления с ними родителей школьников.

Учебники для учащихся будут выделены школам после проведения собраний с родителями по итогам выбора родителями модулей, которые будут преподаваться. Выбор модулей должен быть проведен согласно Плану мероприятий, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р в срок до конца марта 2012 года. Ожидается, что выбор будет проводиться по единому порядку согласно рекомендациями, которые будут направлены Департаментом образования.

 

2. За счёт какого ресурса учебного времени будет преподаваться ОРКСЭ?

 

Приказами Минобрнауки России внесены изменения:

приказом от 31.01.2012 № 69 в федеральный компонент государственного образовательного стандарта в части обязательного содержания образования и

приказом от 01.02.2012 №74 в федеральный компонент базисного учебного плана (БУП).

В БУП для начальной школы в федеральный компонент включён новый учебный предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Учебная нагрузка по данному предмету предусмотрена пока только в 4 классе в объеме 34 учебных часов (1 час в неделю).

Учебная нагрузка по ОРКСЭ по указанному приказу формируется путём перенесения 34 учебных часов из ресурса вариативной части БУП (региональный и школьный компоненты плана) в обязательную часть, федеральный компонент с соответственным уменьшением величины вариативного компонента в 4 классе.

Конкретные рекомендации по учебному планированию для г. Москвы (с учётом принятого в московских школах распределения вариативного компонента) могут быть получены в дальнейшем в окружных методических центрах.

В 2012-2013 учебном году четвёртые классы работают по стандарту общего образования от 2004 года. Поэтому изменения вносятся именно в эти документы, а не в ФГОС начального общего образования.

 

3. Как ставить отметки?

  

На этапе введения новой предметной области (комплексного курса) предполагается безотметочная система оценки. Методическими материалами по апробации курса в 2009-2011 гг. также рекомендуется безотметочная система.

Оценка результатов образования детей по модулям пока предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Отметки в процессе апробации в регионах использовали только некоторые учителя в тех школах, где учебные предметы по религиозным культурам или этике преподавались и преподаются в вариативном компоненте, их содержание и особенности уже знакомы учащимся. В перспективе, при расширении преподавания религиозных культур и этики по другим годам и ступеням обучения в школе, возможен переход к обычной системе оценки результатов образования, включая промежуточные и итоговые отметки.

 

4. Какими учебниками из списка рекомендованных лучше пользоваться?

  

В 2012-2013 году только комплектом учебников издательства «Просвещение», так как остальные учебники по модулям (например, издательства «Дрофа») пока не получили одобрения соответствующих религиозных конфессий и могут содержать недостоверную информацию по религиозным культурам.

Содержание учебников из списка по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», не предусматривающих раздельного преподавания по модулям, не соответствует программе ОРКСЭ и обязательному минимуму содержания образования (приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69).

 

5. Где найти учителей, если родители выберут много модулей?

 

Это вопрос администрации, руководителей образования, а не учителей. В каждой конкретной школе он будет решаться в зависимости от имеющихся на сегодня возможностей школы, округа, наличия учителей. В следующем учебном году, в связи с трудностями подготовки сразу большого числа учителей, он может быть решён компромиссно, один учитель может вести преподавание нескольких модулей. 

Неконфессиональные модули по этике и религиоведению (основы мировых религиозных культур) может вести один педагог. Также на первом этапе один учитель может вести один из модулей по религиозным культурам (например, по ОПК или по исламской культуре) и одновременно модуль по религиоведению или по этике.

Во всех таких случаях должно быть соответствующим образом составлено учебное расписание, чтобы обеспечить работу одного учителям с разными учебными группами школьников в разное время.

Нежелательно даже на первом этапе ведение одним педагогом одновременно нескольких модулей по религиозным культурам. Учитель по культуре ислама, иудаизма или буддизма может вести соответствующий модуль не только в своей, но и в нескольких других школах, где будет сделан соответствующий выбор. При наличии в школе не одного, а нескольких третьих (в новом учебном году четвертых) классов, учебные группы по итогам выбора могут формироваться из учащихся разных классов параллели. 

В перспективе для соблюдения идентичности содержания образования по конфессиональным модулям историческим и культурным традициям конфессий должно быть обеспечено преподавание предметов (модулей) по религиозным культурам теми учителями, которым данная религиозная культура, традиция интересна, близка по их собственной мировоззренческой и культурной самоидентификации.

 

6. Как будет производиться оплата этой работы?

 

Оплата, помещение, организация, учебные группы — это технические вопросы. Их должна решать администрация школы, округа, города. Педагоги этими вопросами заниматься не должны. Соответствующие рекомендации были подготовлены для регионов, участвовавших в апробации комплексного курса в 2009-2011 гг., согласно принятым государственным документам данные вопросы будут решаться администрацией.

 

7. Как поступить, если родители отказываются от всех модулей?

 

Два года апробации преподавания в 21-ом регионе показали, что таких родителей практически нет. Если учебный курс введен в базисный учебный план, то, прежде всего, администрация должна будет решать такие вопросы.

Учителя могут помогать в этом, в предварительной работе с родителями, разъясняя, что курс предусматривает очень широкий, фактически даже избыточный выбор.

Преподавание культур других традиционных религий пока не предусматривается по финансово-техническим причинам, для детей из религиозных семей других конфессий родителями может быть выбран близкий конфессиональный модуль (например, ОПК для католиков, протестантов) или один из неконфессиональных модулей.

Методически материалы Минобрнауки России содержат и такую рекомендацию: «Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества» (приложение к письму департамента госполитики в образовании Минобрнауки России от 30.04.2010 г. № 03-831).

 

8. Кто разрабатывал учебники по ОРКСЭ?

 

Учебники по религиозным культурам разрабатывали специалисты, которые были согласованы с соответствующими религиозными организациями (как светские, так и духовные лица, обладающие необходимыми знаниями, образованием). Учебник по «мировым религиозным культурам» подготовлен религиоведами, историками. Автор учебника по «светской этике» не указал своей фамилии.

 

9. Что такое «Светская этика»?

 

Название «светская этика» используется для обозначения школьного учебного предмета нерелигиозной, неконфессиональной нравственно-этической направленности. Такой предмет как альтернатива предметам религиозно-нравственной направленности по выбору есть в школах многих государств. Слово «светский» здесь понимается как гражданский, не церковный, а государственно-общественный, без мировоззренческой оппозиции религии (понимание светского как антирелигиозного или нерелигиозного характерно для атеистической идеологии). Светская этика — значит гражданская, т.е. общепринятые в данном обществе ценности и нормы. Основным содержанием светской этики в таком понимании являются общие гражданские ценности и нормы (базовые национальные ценности), которые в Российской Федерации в настоящее время наиболее детализировано представлены в Конституции России (глава 2, отношения к природе, родине, семье, правам и свободам человека, культурному наследию и др.). Нравственное воспитание учащихся, для которых выбран данный модуль, осуществляется на основе этих ценностей и норм с привлечением материала отечественной, российской культуры.

Вопросы по названиям модулей возникают и к названию модуля «Основы мировых религиозных культур» (не ясно это мировые религии, которых всего три, или все религии мира). Также и к названию модуля по культуре иудаизма («Основы иудейской культуры»), поскольку не все иудеи (евреи) являются иудаистами по вероисповеданию.

Согласно принятым решениям и материалам ФГОС общего образования по итогам апробации в будущем возможны изменения названия и состава учебных предметов духовно-нравственного образования по выбору, которые должны будут входить в новую предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В настоящее время фактически осуществляется широкий этап апробации в масштабах всей России. Успешная апробация в 21 регионе позволила перейти к введению преподавания в традиционных религиозных культур и этики во всех российских школах. После завершения следующего учебного года и подведения итогов возможны уточнения, новые решения по развитию данной практики, в том числе в части названий предметов, модулей.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"