Служба медиации

Муниципальное бюджетное
об
щеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №121 Академическая»

Служба медиации

 

 

 

Письмо заместителя министра просвещения Российской Федерации от 06.12.2019 № ТС-3114-07

 

Служба примирения (медиация) – является социальной службой. Это альтернативная форма разрешения споров и конфликтов на основе договоренностей Сторон (вступивших в спор, конфликт, разногласие).

Служба примирения (медиация) – это команда, состоящая из куратора (руководителя), ведущих примирительных программ (специалистов), со-ведущих и обучающихся-волонтеров, которые реализуют в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также к правонарушениям несовершеннолетних.

Цель службы – способствовать мирному разрешения споров в конфликтных ситуациях.

Задача - профилактика и воспитание культуры поведения в спорах.

Принципы: выбор, доступность, добровольность, равные условия, конфиденциальность, нейтральность.

Служба примирения использует следующие программы:

  1. «Круг ответственности» - первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо, когда школьниками и/или родителями класса чувствуется невысказанная напряженность).
  2. «Программа примирения» - урегулирование конфликтов между обучающимися.
  3. «Восстановительная медиация» - урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
  4. «Круг сообщества» - урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы, родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.
  5. «Семейный совет» - согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей.
  6. «Программа по заглаживанию вреда» - вторичная профилактика и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т.п. (в том числе по делам, переданным в КДН и ЗП и суда).
  7. «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) - сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее).

Служба проводит тренинги и занятия, направленные на обучение конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения, умение сотрудничать через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.

Слово «медиация» происходит от латинского medius, medium, и обозначает «посередине»

Служба примирения (медиация) – это решение споров через сотрудничество между конфликтующими Сторонами, в котором принимает участие независимая от спора третья Сторона (ведущий, со-ведущий или медиатор). Технология урегулирование спора, в ходе которого Стороны общаясь друг с другом находят приемлемое для всех решение проблемы.

Третья Сторона (медиатор, посредник, ведущий, со-ведущий) - человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой и не заинтересованной стороной в данном конфликте, помогают конфликтующим сторонам разрешить имеющийся спор.

Конфликты могут играть как отрицательную, так и положительную роль. Рассмотрим внимательно позитивные и негативные функции конфликтов.

Позитивные функции конфликта:

  1. помогает выявить проблему и рассмотреть ее с различных точек зрения;
  2. снимает напряжение между участниками конфликта;
  3. дает возможность лучше узнать свойства оппонента;
  4. направляет отношения в новое русло;
  5. стимулирует изменения и развитие;
  6. растет сплоченность единомышленников;
  7. стимулирует творческую активность.

Негативные функции конфликта:

  1. вызывает сильное эмоциональное напряжение;
  2. повышает нервозность, создает стрессы;
  3. снижает уровень сотрудничества и взаимопонимания;
  4. наносит ущерб работе;
  5. создает убеждение, что «победа» важнее решения конфликта по сути.

Обучающиеся большую часть своего времени находятся в образовательном учреждении, где они, общаясь с огромным количеством людей, часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение, не откладывая на потом. Тем самым наши дети учатся жить самостоятельно, воспитывая в себе личность.

Многие родители и педагоги среди качеств, которые, как они считают, необходимы нашим детям, называют самостоятельность. Но при этом взрослые забывают, что условием формирования той самой самостоятельности является предоставление ребенку возможности самому решать затруднительные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Окружающим подростка людям кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик «наломает дров» и поэтому из благих намерений мы спешим подсказать ему выход из ситуации, а то и активно поучаствовать в её разрешении. При этом каждый взрослый преследует свою цель: педагог - поддержание дисциплины и высоких показателей по поведению детей в школе, родители - избежать вызовов в школу, иметь возможность рассказать об успехах ребенка родственникам, друзьям, сослуживцам и др.

А чего же хочет в этой ситуации подросток? Удовлетворить свои потребности: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего - то стоит.

Существует возможность, когда регулирование конфликтной ситуации осуществляется с участием третьей независимой Стороны.

Эффективная социальная работа с современными подростками может осуществляться только на основе субъект субъектного диалогового подхода, который позволяет восстанавливать взаимоотношения всех участников проблемной ситуации, а также создавать новые возможности и ресурсы.

 

    В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе создана служба примирения. Школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится: - разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом; - дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений; - снизить уровень агрессивности в школьном сообществе. 


 Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"


Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"

 Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Метод "Школьная медиация" вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка. 


Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ

Нормативно-правовая документация

Положение о службе школьной медиации

Примирительный договор

Программа по обучению учащихся среднего звена правилами восстановительной медиации

Процедура проведения примирительной встречи между обидчиком и пострадавшим

Регламент урегулирования конфликтных ситуаций

Служба школьноый медиации

Формы документов регламентирующих работу службы школьной медиации

Дата последнего обновления страницы 15.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения